XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Как второй поход на байдарке чуть не стал последним.
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19825
#61 Дата 15.05.2019 12:28 Ответ
цитата Эмма:
А тут всё просто: у каркасов больше боковое сопротивление. Пока есть боковая составляющая движения воды относительно лодки, каркас и надувастик отличаются. Как только боковая составляющая обнуляется, разница в поведении исчезает.

Ну так вот при траверсе её практически никогда и нету. Кроме первых 3 секунд после выхода из улова (а в обсуждаемом случае и улова-то нет).

цитата ylos50:
Плоскодонки имеют меньшее боковое сопротивление и эффект водяного змея у них мал.

Эффекта водяного змея нет ни у кого. Просто потому, что нет верёвки. Змей без верёвки - не летает.

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 15.05.2019 12:29
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 3461
#62 Дата 15.05.2019 12:28 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
Мы сейчас обсуждаем очередного "коня в вакууме" (над которыми все зря смеются - именно они и помогают в понимании сути, иначе утонешь в деталях). Так вот, если две лодки, каркасная и надувная, изначально плывут со скоростью течения и уже повёрнуты под нужным углом, то прямо с самого начала активной гребли и всё остальное время они будут двигаться (траверсить струю) абсолютно одинаково.
Вы забыли добавить. При условии равных: относительных скоростей, аэродинамического качества, удлинения, углов срыва потока, положения аэродинамического фокуса, центра тяжести. ... и т.п.
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19825
#63 Дата 15.05.2019 12:33 Ответ
цитата Ali:
Вы забыли добавить. При условии равных: относительных скоростей, аэродинамического качества, удлинения, углов срыва потока, положения аэродинамического фокуса, центра тяжести. ... и т.п.

Ну почему же. Я это всё добавил. Ниже в том же посте, откуда была цитата:

цитата Капитан-фотограф:
Ок, не абсолютно - надувашка, как обычно, будет сильнее вилять. И скорее всего поплывёт к берегу чуть медленее - просто потому, что надувашки обычно плавают медленнее. Но только поэтому!

Я сейчас борюсь только с укоренившимся в головах представлением о "воздушном змее". Нет его. Траверсить струю килеватой и не килеватой лодкой - в первом приближении одинаково. Движение поперёк имеет причиной нашу греблю, а не работу реки.

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 15.05.2019 12:36
 объект 092
м.о.
сообщений: 2276
#64 Дата 15.05.2019 12:38 Ответ
Эка жизнь какая.....на форуме Таймени ни крутятся ни надувнушки малые не плывут.....А как дело до сплава доходит.....и Таймень прекрасно Вашану по низкой воде преодолевает и на Оке Варвару догнать не могут. Точно чейто в вакууме.....

это все они наговаривают......не было того.....
Зачем ты к медведям едешь?....чтоб там меня не сЪели...
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19825
#65 Дата 15.05.2019 12:39 Ответ
Тот Таймень может вообще всё. Но не видит смысла напрягаться

Это моё частное мнение.
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 3461
#66 Дата 15.05.2019 12:46 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
Нет его. Траверсить струю килеватой и не килеватой лодкой - в первом приближении одинаково. Движение поперёк имеет причиной нашу греблю, а не работу реки.
Это да. Но приближение, все же очень грубое. Из-за реальной формы средней надувной лодки силы будут раза в два меньше, а устойчивость к возмущениям настолько меньше, что потребует заметного мастерства гребца.
 Эмма
Иваново
сообщений: 7565
#67 Дата 15.05.2019 12:58 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
Ну так вот при траверсе её практически никогда и нету. Кроме первых 3 секунд после выхода из улова (а в обсуждаемом случае и улова-то нет).

И кроме первых секунд реверса, когда экипаж одновременно тормозит и поворачивает лодку.
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19825
#68 Дата 15.05.2019 13:01 Ответ
цитата Ali:
Из-за реальной формы средней надувной лодки силы будут раза в два меньше

Силы, действующие в борт лодки, очень малы в обоих случаях. Если бы это было не так, то у "наводного" борта лодки стоял бы вал. И лодку надо было бы сильно кренить. При выпрыгивании из улова это, возможно и так, а вот в нашем случае - кормового или даже носового траверса достаточно широкого потока, стартуемого с середины струи - никакого крена не понадобится. Значит боковых (для лодки) сил - нету. Ни у надувахи ни у каркаса.

цитата Ali:
потребует заметного мастерства гребца.

С этим согласен. На надувахе курс держать труднее. Особенно в неровной воде и задом.

Это моё частное мнение.
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 3461
#69 Дата 15.05.2019 14:16 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
Значит боковых (для лодки) сил - нету. Ни у надувахи ни у каркаса.
Что то я опять перестал понимать. А от чего лодка к берегу движется?
Или вы все это в координатах лодки представляете?
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19825
#70 Дата 15.05.2019 14:26 Ответ
Лодка движется к берегу от того, что её нос (или хвост) немного повёрнут к берегу. Мы гребём веслом вперёд (или назад), и небольшая часть этой силы/скорости - направлена к берегу. А вот струя реки нас к берегу - не прижимает. Ни на какой лодке. Ну или может прижимает, но лишь небольшое время (на каркасе) или очень слабо (на надувасе). В любом случае, наша гребля даёт основной вклад в это движение.

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 15.05.2019 14:34
 ZindOlog
Москва
сообщений: 21060
#71 Дата 15.05.2019 14:35 Ответ
Граждане, попробую всех примирить глобальностью...

Если мы говорим про ситуацию, как описано в стартовом посте, то есть вода РОВНАЯ, но НЕОЖИДАННО (прохлопал, отвлекся) впереди ж... БЕЗ ПРОХОДА и текуха на грани тормозов, то для меня от лодки тут ничего не зависит в принципе.

Ставлю себя с моим умением в эту ситуевину и типа я на чем угодно. Так вот в любом случае стандартный, мудрый и проверенный сценарий прохода препятствия на отрицаловке:
- сразу включу полный реверс с удержанием лодки по центру
- оглянусь и решу, куда прижиматься, если таки тянет вперед, но решать надо, даже если не понятно, тянет или нет
- кину корму в выбранную сторону, и продолжу реверс, но уже со смещением и приготовлюсь к влетанию в кусты в выбранноре место (улов там или просто зацепиться с креном, не важно)
- в стабилизированной ситуации уже решу, как дальше
Все будет выглядеть одинаково, хоть на Илексе (Векторе), хоть на ВарвАре-Z, только с разными ньюансами разные пункты будут исполнимы легче или труднее.

При уменьшении технического уровня гребца на каждый прописанный пункт нужно пропорционально больше времени. Меньше точность и надежность. При уровне подготовки "ноль", сбой сразу на первом пункте - ступор

Реверсную тактику надо тренировать, все просто, надо "ухватить" суть. Меня обучили от уровня "капитана-чайника" до увереного капитана за одну недопаводковую Каширку. Учили на Т-2, но матросом, а капитанил мну уже через неделю на мегапаводке на Салюте-2... Каякеры каякера этому научат часа за три, если сформулировать им задачу.

Саша, если ты помнишь "Чайников Вашаны", там пара экипажей за два занятия суть этого схватили.

Чупресука, Фортуна 1+, Стайер, Z-300
Отредактировано: ZindOlog 15.05.2019 14:39
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19825
#72 Дата 15.05.2019 14:38 Ответ
цитата ZindOlog:
Саша, если ты помнишь "Чайников Вашаны"

Как забыть

Это моё частное мнение.
 Эмма
Иваново
сообщений: 7565
#73 Дата 15.05.2019 15:10 Ответ
Мой личный кошмар - провода, тросы и верёвки над рекой.

В прошлом году въехала в две верёвки на тихой летней речке. Была на "Лене", подняла эти верёвки веслом, проехала под ними. Одна-таки сорвалась, заехала мне по лицу, без последствий в виде киля. Повернуть на "Лене" за это время было нереально, отгрести назад - может, и реально, но не нужно было.

Чуть раньше в том году встретилась с проводом на Мсте. Была на "Эридане", увидела очень поздно, мгновенно развернулась и выгребла обратно. Течение было такое, что выгребла с трудом. Попытка реверса гарантированно загнала бы меня под провод. Надеюсь, он был без напряжения...

В этом мае на Теберде уже в черте города Черкесска (там после Гай-порога эффектные скалы и отличные шиверки, оказывается, я раньше там не была) увидела натянутую поперёк реки на высоте 30-40 см верёвку. Кто-то, видимо, решил словить лулзов в виде плывущих отдельно от лодок водников. Очень удобно: сидишь в своём саду на высоком берегу, наблюдаешь. К счастью, правый берег был с отмелью, и я успела зачалиться к нему даже с запасом. Опять же, реверс на уклоне 10 м/км - нереально.
 SpasUtop
Москва
сообщений: 465
#74 Дата 15.05.2019 15:57 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
Мы гребём веслом вперёд (или назад), и небольшая часть этой силы/скорости - направлена к берегу. А вот струя реки нас к берегу - не прижимает.
Тезис не очень понятный.
Если бы течения не было, то судно перемещалось бы не кормовым (например) траверсом, а в направлении гребли (силы тяги). На судно действует равнодействующая всех сил, в том числе и силы течения.
Кстати, все равно, привязана веревка к кораблику (водяному змею) или работает гребец веслом или мотор винтом

Берега реку берегут
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19825
#75 Дата 15.05.2019 16:11 Ответ
цитата SpasUtop:
Если бы течения не было, то судно перемещалось бы не кормовым (например) траверсом, а в направлении гребли (силы тяги). На судно действует равнодействующая всех сил, в том числе и силы течения.

1. У течения нет силы. Есть сила взаимодействия лодки и воды. При желании её можно назвать силой давления, трения, сопротивления. Направлена эта сила обычно вдоль лодки, против её движения. Также могут быть внезапные и недолгие силы давления воды на лодку в разные стороны, связанные с неоднородностью и нестационарностью струи, но мы про них сейчас не говорим.

2. Если бы течения не было, то лодка двигалась бы относительно берегов по стрелочке вдоль себя в сторону гребли. Течение добавляет к этой стрелочке свою стрелочку. Но это всё - стрелочки скорости. Равнодействующая всех сил здесь - равна нулю (как это ни удивительно многим :). Просто потому, что лодка в рассматриваемом случае движется без ускорения (с постоянной скоростью).

цитата SpasUtop:
Кстати, все равно, привязана веревка к кораблику (водяному змею) или работает гребец веслом или мотор винтом

Не всё равно. Вы же наверное водили лодку корабликом? И видели, куда тянет лодку верёвка? В том числе и поперёк лодки, правда? И это важно - если будет только повдоль, "кораблик" не получится. Вы умеете грести поперёк? При ведении корабликом мы тянем лодку поперёк в одну сторону, течение - в другую, в итоге лодка стоит на месте (силы повдоль тоже есть и они тоже равны). И мы (стоя на берегу) можем приложить к лодке очень большую силу (и поток воды тоже). При траверсе есть только сила наших вёсел, весьма небольшая и направленная строго вдоль лодки. И сила сопротивления воды, направленная (если вы не выскочили внезапно из улова с креном) - тоже вдоль лодки и тоже весьма небольшая. Таким образом это совершенно разные случаи.

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 15.05.2019 16:29
 SpasUtop
Москва
сообщений: 465
#76 Дата 15.05.2019 16:38 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
1. У течения нет силы.
Отсюда, например: "К внешним силам относятся силы давления ветра, волнения моря, давления течения."
цитата Капитан-фотограф:
Течение добавляет к этой стрелочке свою стрелочку. Но это всё - стрелочки скорости.
И что?
цитата Капитан-фотограф:
лодка в рассматриваемом случае движется без ускорения
В реальности любая лодка движется не равномерно прямолинейно, а с ускорением (изменяющимся).
цитата Капитан-фотограф:
Вы же наверное водили лодку корабликом? И видели, куда тянет лодку верёвка? Весьма поперёк лодки, правда?
Правда. Потому что, когда я провожу лодку корабликом, мне надо двигаться против течения, а не поперек, как в случае с траверсом или водяным змеем (рыбацким корабликом). Т.е. перпендикулярно к обсуждаемому направлению.
цитата Капитан-фотограф:
Вы умеете грести поперёк?
Да. Но это почти не имеет отношения к рассматриваемому вопросу.

Берега реку берегут
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 3461
#77 Дата 15.05.2019 16:40 Ответ
Капитан-фотограф, лодка движется туда, куда показывает ея нос?

Отредактировано: Ali 15.05.2019 16:41
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19825
#78 Дата 15.05.2019 16:52 Ответ
цитата Ali:
лодка движется туда, куда показывает ея нос?

Я разве это говорил?
Я говорил, что сила действия воды на лодку направлена вдоль лодки.
Если лодка не имеет серьёзного крена. (А в обсуждаемом случае - не имеет.)

Но вот именно к тому берегу, на который указывает нос, мы и приплывём.
Но если не грести - не приплывём. Это как бы намекает нам на причину

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 15.05.2019 17:15
 SpasUtop
Москва
сообщений: 465
#79 Дата 15.05.2019 16:54 Ответ
Кстати встречный вопрос: Вы ведь переходили когда-нить вброд горные ручьи? Ощущали силу течения?
Конечно, если все время сплавляться с нулевой относительно воды скоростью, то на такое судно сила течения действует мало Но как только включается реверс, вы начинаете чувствовать силу течения (или давления течения). Если развернуть лодку под углом к течению и грести против оного, то сила давления течения еще более увеличится, поскольку будет зависеть от угла разворота лодки. Заметим, что надо поддерживать угол траверса, для чего недостаточно грести только вдоль корпуса судна, нужно, т-сть, и рулить

Берега реку берегут
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19825
#80 Дата 15.05.2019 16:54 Ответ
цитата SpasUtop:
В реальности любая лодка движется не равномерно прямолинейно, а с ускорением (изменяющимся).

Траверс достаточно широкого потока, начинаемый из положения "среди реки" - происходит в первом приближении именно равномерно и прямолинейно.

Это моё частное мнение.
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024